Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N11»

О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья

Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам

        Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад № 11" муниципального образования - городской округ город Сасово  осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

Обучение детей – инвалидов и детей с ОВЗ

 1.

Наличие  в ДОО воспитанников-инвалидов и воспитанников с ОВЗ

В МБДОУДС №11 имеются дети-инвалиды и дети с ОВЗ

2. 

Наличие сведений о количестве  детей-инвалидов и детей с ОВЗ

10 детей-инвалидов посещают  группу кратковременного пребывания «Берегиня».

3. 

Наличие нормативных и локальных документов, регулирующих процесс образования детей с ОВЗ

Просмотр

4.

Сведения о наличии образовательных  программ  для детей -инвалидов и детей с ОВЗ

Просмотр

5.

Индивидуальные программы реабилитации и абилитации ребенка- инвалида  (ИПРА)

Просмотр

6. 

Информация о наличии средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Специальных средств обучения и воспитания не требуется

7. 

Наличие информации об использовании специальных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ

Специальных методов обучения и воспитания не требуется

1.  Информация о созданных условиях в МБДОУ «Детский сад N 11»  для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 "О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"

1 Установлен пандус

2. Установлена кнопка вызова персонала для инвалидов и других маломобильных групп населения.

3.Размещенны пиктограммы, характеризующие направления движения, входа, выхода эвакуационных знаков

4. Выделены контрастным цветом краевые ступени лестничного марша, внутренней лестницы, края дверных полотен .

5. На дверях нанесены зрительные указатели в виде жёлтых кругов.

6. Разработан паспорт доступности МБДОУ «Детский сад N 11»

 

Наличие специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Не требуется создание особых условий

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ создан кабинет инклюзивного образования, имеется необходимое игровое и методическое оборудование, в том числе дидактический стол для проведения песочной терапии (в каждой группе)

Обеспечение доступа в здания ОО детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Не требуется создание особых условий

Условия питания детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Доступ и информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей-инвалидов или детей с ОВЗ

Не требуется создание особых условий

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Для общей реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеется мультимедийная установка  для проведения занятий, для индивидуального обучения имеется компьютер.(компьютерное обеспечение)

 

2 .Нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

  • международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
  • федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
  • правительственные (постановления, распоряжения);
  • ведомственные (Министерства образования);
  • региональные (правительственные и ведомственные).

 

Международные документы

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

  • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  • обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
  • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
  • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
  • создание условий для освоения социальных навыков;
  • обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

 

Федеральные документы

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования.

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Законом «Об образовании».

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Основные положения и понятия, закрепленные новым законом «Об образовании в РФ» в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ст. 18 определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образования и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Несмотря на отсутствие официального определения инклюзивного образования на федеральном уровне, российское законодательство определяет его общие правовые основы и не препятствует обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, что в целом соответствует конвенции.

Это дополнительно было подчеркнуто статьей 10 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ:

«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда», направленная на разрешение этой проблемы.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.

Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

- нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

- пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

- реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

- внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.


Программа социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Ты не один»

 

Доступная среда МБДОУДС №11:

Значения условных обозначений категорий инвалидов

изображение

Инвалиды с нарушением интеллекта

изображение

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

изображение

Инвалиды с нарушением зрения 

изображение

Инвалиды с нарушением слуха 

изображение

Инвалиды на кресле коляске

 

Предоставление услуг на объекте:

Здание

Адрес:

Наличие кнопки вызова/

Телефон:

Предоставление услуг на объекте, частично доступно с сопровождением для категорий граждан.

Информация по доступности:

 Здание

г Сасово Мик-он «Южный» д 36

изображение

2-47-36

изображение изображение изображение изображение изображение

Подробнее

 

Предоставление услуг в дистанционном режиме - Услуга не предоставляется

Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому) - Услуга предоставляется

 

Доступ категорий инвалидов на объект (МБДОУДС № 11) по зонам с сопровождением

Наименование зоны

Доступность зоны для:

Подходы к объекту

изображение изображение изображение изображение изображение

Входной узел

изображение изображение изображение изображение изображение

доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ

Пути движения внутри здания (1 этаж)

изображение изображение изображение изображение изображение

доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ

Помещения, место обслуживания инвалидов (1 этаж) 

изображение изображение изображение изображение изображение

доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ

Санитарно-гигиенические помещения (1 этаж)

изображение изображение изображение изображение изображение

доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ

Автостоянки

Не имеются

 

Пути движения к объекту:

Ближайшие к МБДОУДС № 11 остановки общественного транспорта - "Дом быта".

Яндекс.Метрика